.
Главная >> Категории >> Лента >> Всё обо всём >> Истории про баню
Истории про баню. История бань на Руси и в России средних веков имела свои особенности. Летописец Нестор (IX в.), например, писал, что бани встречаются по всей стране и что русские очень любят париться, а затем валяться в снегу или купаться в проруби. Арабский путешественник Ибн-Даста, побывавший на Руси в X в., отметил, что в деревнях бани представляют собой землянки, которые используются и как жилище. Это действительно так, в старину вначале строили баню (в ней первое время и жили), а затем жилище. И сейчас еще встречаются такие бани в Саратовской, Тамбовской, Челябинской и других областях. Вот как, к примеру, описывается в церковных книгах посещение русской земли апостолом Андреем: «Удивительное видел я в славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья гибкие и бьют себя сами, и до того себя бьют, что едва слезут, еле живые, обольются водою студеною, и тогда только оживут. И творят так каждый день никем не мучимые, но сами себя мучат, и этим совершают омовение себе, а не мученье».
Истории про баню. Многочисленные историки и исследователи-этнографы отмечают, что в России в деревнях был обычай париться даже в печке. Профессор Страхов описывает, как русские парили стариков в печи: «Кто-то по старости или болезни бывает слаб и дряхл так, что сам не в силах влезть в печь, тогда другие укладывают его на доску и вдвигают, затем в печь влезает другой, здоровый, чтобы парить и мыть немощного». Целебную силу бани в печи я испытал и на себе, когда во время уборочных работ у меня вдруг сильно заболела поясница, да так, что я не смог двигаться.
Вызвали местного врача, осмотрела она меня, дала пачку таблеток и велела принимать по нескольку штук в день. Выпил я их, а двигаться по-прежнему не мог. Видя, как я мучаюсь, бабка Аксинья, у которой мы остановились, предложила мне свои услуги: «Ты слазий в печь, да с веником попарься, вмиг встанешь и хворобу твою как рукой снимет». Подумав, я согласился... На следующее утро печь была истоплена березовыми дровами. «Теперь выгребем золу, сполоснем и пусть дозревает», — как бы про себя причитала хозяйка избы. Потом принесла охапку золотистой соломы, постелила ее в печи и скомандовала: «Ну а теперь давай полезай, с богом, в печь, у меня все готово». Я хотел подвинуть табурет, чтобы удобнее было забраться. Но бабка Аксинья остановила: «Не так это делается! Ну-ка, берите стол и двигайте к печке». Ребята пододвинули вплотную его к нише печи. Я с их помощью влез на стол, и по нему было удобно влезть в печь. В печке была невыносимая жара, но тепло и приятный запах соломы уменьшили боль. Взяв приготовленный березовый веник, стал стегать себя до тех пор, пока были силы... Из печи вылезать было легче, как-то и боль стихла, да и уверенности прибавилось. Здесь же, на столе, моя целительница растерла мне поясницу денатуратом, завязала шерстяным платком и велела лезть на печь.
На следующее утро я был почти здоров, а через день приступил к работе... Но вернемся в прошлое.
Предлагаем посмотреть другие страницы сайта:
← Применение водяного пара | Принятие бани →